г. Красноярск, ул. Ленина, 127
т. 211-26-20
Музей РяузоваО музееИстория музея

Горизонты Сибири в Музее художника Бориса Ряузова

История Музея художника Б.Я. Ряузова началась задолго до его официального открытия. Еще в 1995 году, спустя год после скоропостижной смерти Бориса Яковлевича, главой местного самоуправления администрации города Красноярска В.А. Поздняковым было подписано Постановление о создании муниципального учреждения культуры «Музей художника Б.Я. Ряузова». Музею было выделено помещение в здании 1950-х г.г. в самом центре города по адресу: ул. Ленина, 127, напротив сквера В. И. Сурикова, рядом с краевой администрацией Красноярского края.

До фактического открытия музея его первый директор Нина Васильевна Ряузова активно занималась организацией и проведением выставок работ Бориса Яковлевича на различных творческих площадках: за десять лет прошло 11 выставок в городах края и за его пределами – в Красноярске, Железногорске, Зеленогорске, Омске. Благодаря усилиям Н.В. Ряузовой были изданы: каталог выставки «Борис Яковлевич Ряузов» (1996), набор открыток «Город глазами художника» (1998), книга-альбом М.В. Москалюк «Борис Ряузов. Живопись» (1999).

Имя художника Бориса Ряузова хорошо известно красноярцам. Его полотна - живописный гимн величественной природе Сибири, с которой связана вся творческая жизнь мастера.

Борис Ряузов родился в селе Бирючья Коса Икрянинского района Астраханской области в семье потомственных рыбаков. В годы коллективизации и репрессий семья будущего художника вынужденно переселяется в Сибирь, в посёлок Покур Омской области. В 1939 году Борис поступает в художественное училище Омска, где проучился всего два года – в семье «кулака», коим был признан расстрелянный Яков Степанович Ряузов, не было средств, необходимых для жизни деревенского парня в большом сибирском городе.

Весной 1941 года Борис приезжает в Красноярск, где для него нашлась работа в мастерских Союза художников.

Когда началась война, красноярское отделение СХ совместно с товариществом «Художник» организовало регулярный выпуск плакатов «Окна ТАСС». Одновременно со сводками Совинформбюро плакаты ежедневно появлялись на рекламных щитах, в витринах магазинов, на стенах домов. Многие из них сопровождались стихами красноярских поэтов. Наиболее актуальные работы воспроизводились на открытках и «секретках», выпускавшихся массовыми тиражами местным издательством.

К этому времени относится создание Ряузовым работ «Подвиг капитана Гастелло», «Могила фашистских пиратов», в которых начинающий живописец заявляет о себе не только как талантливый художник, но и как гражданин, патриот.

В 1942 году, отказавшись от брони, в составе сформированной в Красноярске 78-й Сталинской добровольческой стрелковой бригады он уходит на фронт. Уже в пути он узнаёт о том, что принят в Союз художников СССР.

На службе молодой артиллерист-разведчик Ряузов рисует панорамы местности, делает графические наброски однополчан, зарисовки эпизодов фронтовой жизни и небольшие живописные этюды мест боевых действий. В годы войны он поддерживал постоянную связь с красноярской организацией Союза художников, живо интересовался творчеством других молодых живописцев и графиков. Войну заканчивает в звании гвардии старшего сержанта. В 1946 году демобилизуется и возвращается в Красноярск.

В послевоенные годы Б. Я. Ряузов работает в товариществе художников, путешествует по Сибири. Его творческие поездки по Енисею, Иртышу, Оби в 1947–1948 годах сыграли важную роль в творческом самоопределении живописца: необъятные просторы речной глади, ясный горизонт, бесконечное небо и колоритные прибрежные виды послужили одновременно и источником творческого вдохновения мастера, и предметом его художественного исследования. Сибирские пейзажи Ряузова стали узнавать на выставках, а представленная в 1951 году на Всесоюзной художественной выставке картина «Туруханск. Последние льды» была приобретена Третьяковской галереей и включена в экспозицию советского искусства.

Кроме того, Борис Яковлевич ведёт большую общественную работу. В 1948-1956, 1962-1965 он является председателем правления Красноярской организации Союза художников РСФСР, принимает участие в различных выставках. Трудовая и фронтовая биография живописца и гражданина отмечена многочисленными наградами. Можно сказать, что Б.Я. Ряузов – самый титулованный из красноярских художников. За боевые заслуги он был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны и Трудового Красного Знамени, медалями "За боевые заслуги" и "За Победу над Германией в ВОВ". В мирное время награжден орденом Дружбы народов. В 1958 году Борису Ряузову присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1974 году за серию картин «Исторические места Сибири» был удостоен высочайшей художественной награды - Государственной премии РСФСР им. И. Репина. В 1970 году Ряузов становится членом-корреспондентом Российской академии художеств, а в 1987 – действительным членом РАХ. Кроме того, Борис Яковлевич является первым среди красноярских художников, получившим звание народный художник РСФСР (1978).

Эпические полотна Ряузова, отразившие мощную красоту родной земли, находятся в крупнейших музеях России и бывших республик СССР. Но даже в период расцвета, на пике успеха и профессионального признания мастер-труженик был предельно требователен к себе: «Надо лучше. Идеалы совершенного всегда впереди. Поиски путей к ним – счастье творческой жизни».

Главным жанром, определившим творческий путь художника, стал пейзаж – живописные виды Сибири, этюды, городские зарисовки. Однако на протяжении всей жизни художник возвращался к теме войны, вновь и вновь переосмысливая в своих произведениях её страшные подробности, навсегда оставшиеся в памяти. Важнейшую часть творческого наследия Бориса Ряузова составляют его фронтовые зарисовки, этюды, акварели, которые художник привез в качестве «военных трофеев».

Поэтому не случайно основу коллекции вновь создаваемого музея составила в первую очередь, фронтовая графика Бориса Ряузова, его живописные работы на тему Великой Отечественной войны, фотографии, письма, безвозмездно переданные семьей Ряузовых в музейный фонд.

Торжественное открытие муниципального учреждения культуры «Музей художника Б. Я. Ряузова» состоялось в юбилейную годовщину Победы в Великой Отечественной войне – 21 апреля 2005 года. Музей открылся выставкой "Земля фронтовая". Эта коллекция создавалась художником на фронте. Ее уникальность - в хроникальной достоверности. "День открытия этого музея мы приближали, как могли. Мы приурочили его к 60-летию великой Победы, музей – дань памяти всем фронтовикам-красноярцам", - отметил глава города Красноярска Петр Иванович Пимашков.

Другую существенную часть коллекции музея составляют произведения Б.Я. Ряузова о городе Красноярске, переданные семьей Ряузовых в дар городу Красноярску, как дань благодарности за созданные условия для сохранения и изучения творческого наследия Мастера. Городские пейзажи Ряузова обладают особенной, не только художественной, но и исторической ценностью.

Одной из интереснейших тем для исследования является тема городского пейзажа в творчестве Бориса Ряузова. Можно говорить о том, что Красноярск стал тем местом, где состоялся выдающийся художник. Живописный город важен для мастера как среда обитания его души, и одновременно он является художественным материалом для выражения чувств.

Все красноярские пейзажи отличает особый, «красноярский» колорит. Город в картинах Б.Я. Ряузова – степенный, размеренный, торжественный. Характерна прямая, натянутая как струна, дорога, по которой хочется неспешно прогуливаться, наслаждаясь архитектурой и свободным днем. Ряузов стремился показать Красноярск как укоренившийся, неторопливый, крепкий по духу сибирский город, не терпящий какой-либо динамики, суеты или пестроты в создании и подаче этого образа. Примечательно, что и люди в таких городских пейзажах изображены условно.

Таким образом, Красноярск предстает в творчестве Б.Я. Ряузова как уникальное идеальное пространство, позволяющее душе творца буквально расти вширь и одновременно обретать почву под ногами, укрепляясь в своих основах.

Стоит отметить, что изучение творчества народного художника РСФСР Бориса Ряузова на протяжении многих лет ведется красноярскими искусствоведами: тексты и исследования, посвященные Б.Я. Ряузову, написаны М. Немировской (1958), И. Давыденко (1958, 1975), М. В. Москалюк, Т. М. Ломановой. В настоящее время музей, занимаясь экспозиционной деятельностью, стремится выйти к новым горизонтам исследования творчества художника.

Ю. М. Петунина,
Е. И. Наследкова,
М.В. Русакова

Copyright © 2015-2016 Музей художника Бориса Ряузова
Разработка сайта: Максим Анатольевич

Яндекс.Метрика