Борис Яковлевич Ряузов (1.07.1919-13.08.1994) - народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, первый академик в Сибири, лауреат государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Борис Яковлевич Ряузов родился 1 июля 1919 года в селе Бирючья Коса Астраханской области в семье потомственных рыбаков. Семья была большая: дед – бывший военный моряк Степан Васильевич; отец – рыбак Яков Степанович; мать – Мария Семеновна; Борис – старший, затем сестра Вера, брат Николай и сестры Надежда и Любовь.
Когда Борису исполнилось 12 лет, Якова Степановича и его брата Михаила признали кулаками и их семьи были сосланы в Сибирь, в Омскую область, село Покур.
Еще в детстве Борис рисовал и даже однажды развесил свои рисунки для односельчан в клубе. В 17 лет он написал 2 пьесы и множество стихов, исполнял главные роли в театральных постановках классического репертуара, для которых он же писал декорации.
После окончания в 1939 году (20 лет) средней школы Борис долго выбирал между тремя училищами Омска – музыкальным, театральным и художественным.
Он поступил в Омское художественное училище. Учился, неоднократно посещал музей имени Врубеля, а ночами работал кочегаром в котельной. В 1937 году отца и дядю Бориса арестовали (расстреляли, но семья об этом узнала не сразу), и ему приходилось работать, чтобы прокормить себя и помочь семье.
В 1941 году Борис не выдержал нагрузки, истощал и взял академический отпуск.
В апреле 1941 года Ряузов в поисках заработка отправляется в Красноярск. Он устроился в Товарищество «Художник»: делал копии, рисовал афиши.
Началась война. Приходилось работать не только днем, но и ночью: оформляли агитпоезда, отправляющиеся на фронт, рисовали карикатуры в «Окна ТАСС», писали плакаты, кроме того, проводили выставки. Ряузов создает картины «Подвиг капитана Гастелло», «Могила фашистских пиратов», «Эпизод в Баренцевом море». Картины пользовались успехом на Краевой и Всесибирской выставках.
В 1942 году (23 года) Ряузов узнает о формировании 78 Добровольческой стрелковой бригады и, несмотря на положенную художнику бронь, добровольцем уходит на фронт. Отправляясь на фронт, Ряузов узнает о том, что принят в Союз художников РСФСР.
Он служил артиллеристом-разведчиком: рисовал артиллерийские панорамы для того, чтобы по ним артиллерия могла навести орудия на позиции противника. Борис Яковлевич делал фронтовые рисунки в минуты отдыха, а также вел фронтовой дневник. Во время войны в тылу погибли сестры Бориса – Люба и Вера. Надежда умерла еще в младенчестве. Из всей семьи остались только мать и брат.
Часть, в которой служил Ряузов, дошла до Прибалтики. Демобилизован в 1946 году в звании старший сержант, разведчик-артиллерист 19-го гвардейского стрелкового корпуса.
В 1946 году Ряузов возвращается в Красноярск. Забирает из Покура маму. В 1957 году брат Николай переселяется в Красноярск, который вскоре тоже становится художником.
В 1962 году (43 года) Борис Яковлевич женится на Нине Васильевне. В 1967 году родилась дочь Надя, в 1970 – Арина.
С 1947 года Борис неоднократно путешествовал по сибирским рекам – Оби, Иртышу, Енисею, писал этюды. Официальное признание художника во многом связано с пейзажами, изображающими места ссылки Сталина (1940-50-е), Ленина (1960-70-е). В 1951 году (32 года) Третьяковская галерея приобрела у него картину «Туруханск. Последние льды».
Первым из художников за Уралом получил звание народного художника РСФСР, был избран действительным членом Академии художеств СССР.
С 1960-х годов одной из основных тем его творчества стала тема города. Как художника, Ряузова занимала вечная полемика цивилизации и природы. Новые высотные здания, просторные проспекты, загадочные абрисы промзоны – и очертания дальних гор, сочная зелень травы, нежные силуэты молодых деревьев, чистое небо над головой – именно таким предстаёт современный Борису Ряузову город, набирающий силу будущий мегаполис на берегах великой реки. Красноярск в прошлом также притягивает внимание автора: на выставке будут представлены пейзажи, выполненные в жанре исторической реконструкции. Особый раздел экспозиции посвящен уникальным, ряузовским, ландшафтам Сибири, в которых присутствие человека и цивилизации выражено лишь намёком.
В 1980-е годы Борис Ряузов работает над циклами красноярского пейзажа: «Красноярск – родина В.И. Сурикова». «Работы этой тематики, – говорит Борис Яковлевич, – готовлю к очередной Академической выставке. Вижу Красноярск в прошлом и сегодняшнем, с местами суриковскими, историческими. Труд увлекает. Хочется, чтобы что-то доброе получилось».
Получилась серия пейзажей, в которых был реконструирован исторический ландшафт Красноярска. «Вижу Красноярск в прошлом и сегодняшнем» – этот тезис воплотился в картинах из собрания Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова: «Родные места Сурикова» (1976), «Красноярск. Дом музей Сурикова» (1985), «Красноярск 1900. Двор Суриковых» (1984 – 1985). Картина «Красноярск 1900. Двор Суриковых» из собрания Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова совмещает временные позиции «в прошлом и сегодняшнем»: крыльцо дома, на которое и сегодня можно взойти, контрастирует с нежной морозной дымкой, сквозь которую проступают силуэты прошлого.
Для передачи современных городских видов Борис Ряузов часто использует активные линии, созданные изображенными в линейной перспективе зданиями: картины «Красноярск. Улица Ленина», «Красноярск. Улица Сурикова» (коллекция Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова) и другие.
Живописца вдохновляют новые высотные здания, их органичное соседство со старинной архитектурой: при всём контрасте очертаний объединяющим началом служит цвет снега на крышах и на земле. Художнику удалось передать атмосферу тёплого зимнего дня. Таким образом, динамичный городской пейзаж Ряузова, призванный показать бег и приметы времени, становится полной противоположностью статичного природного ландшафта, где плавность линий и особенная широта горизонта создают вневременное состояние.
На протяжении десятков лет он был председателем правления Красноярского союза художников, членом правления Союза художников СССР, участвовал в работе различных выставкомов.
Умер 13 августа 1994 года (75 лет).
Произведения Ряузова хранятся в 65 музеях России и частных коллекциях.
Подробнее о детстве и юности художника.